6 класс
Тема урока : Словосочетание. Тема речевого общения « Времена года. Весна»
Цель урока:
- Познакомить с понятием «словосочетание», научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
- Познакомить с видами словосочетаний.
- Формировать умение выделять словосочетание из предложения.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Даже в прекраснейших своих грезах
человек не может вообразить
ничего прекраснее природы.
А.Ламартин
ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй ,солнце золотое.
Здравствуй - матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
«Тепло души»
Добрый день, дети! Прошу вас прочитать слова, записанные на доске, стоя. Пусть первыми сядут внимательные, другими -чувствительные, а тепер ь- откровенные , потом – добрые и милосердные.
- Вы колебались? Почему? Потому что ваши души переполнены и одним, и другим, и третьем. Поверните, пожалуйста, руки ладонями один к одному, потрите. Вы чувствуете тепло, которое посылает вам ваш товарищ? Это тепло его сердца, его души, которое согреет вас на протяжении урока.
И мне хочется, чтоб 2 700 секунд, которые мы проведем вместе, прошли не впустую и дотронулись ваших сердец. Успехов вам!
І. Сообщение темы урока и его цели.
ІІ. Это важно запомнить (памятка)
Словосочетание – более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие
Словосочетание – это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по – разному:
Вид словосочетания определяется по главному слову.
Именные словосочетания, если главное слово – имя прилагательное, существительное.
Глагольные словосочетания, если главное слово – глагол.
Работа с эпиграфом.
Словарная работа.
Грёзы (словарь Ожегова)
Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: летать в небе, идти далеко, гениальная идея .
А теперь будьте особенно внимательны.
Первая часть нашего слова является слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог .
- Вторая часть слова – ген, зависимого слова гениальная в словосочетании , которое имеет состав «существительное + прилагательное».
- Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.
- Какое слово у вас получилось?
- Это слово легенда.(усно составить словосочетания со словом легенда)
- Ребята, что же такое легенда?
- Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
- Ребята, у слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, т. е. о том, кто выполняет секретное задание.
Давайте придумаем словосочетание со словом Легенда.(интересная легенда, читать легенду, ра..казывать легенду). Запишите два словосочетания и разберем его. (Интересная легенда, рассказать легенду)
Учитель: Послушайте легенду о прекрасном цветке ландыше. Из легенды выберите словосочетания.
С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны (Фавн (Пан)- духи или божества лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии ) Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее прекрасных глаз падали душистые но горькие слёзы, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
Работа с учебником
- Работа в парах (упр. 448 письменно)
- Упражнение 450 ( устно).
1.Найти словосочетания.
Вариант 1
1.В весеннем лесу 3. Шел и думал
2.Поздним вечером 4. На прогулке
Вариант 2
1.На столе 3.Синие и красные
2.Колючим кустарником 4.Искать цветы
Вариант 3
1.От тучи 3. У дальнего горизонта
2.Налетел ветер 4. Разбросанные листья
Вариант 4
1.Следовать за товарищем 3. Труд и терпение
2.Связать салфетку 4. Зима миновала.
Вариант 5
1.Пение птиц. 3. Скворцы и синички.
2. Весна пришла. 4. Соловьиные трели.
Вариант 6
1. Засияло солнышко. 3. На поляне.
2. В дубовом лесу. 4. Душистая сирень.
2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании
Радостное событие.
Перепрыгнуть через лужу.
Искреннее слово.
Весенние хлопоты.
Радоваться солнцу.
Физкультминутка.
Зарядка для глаз.
Представим себе, что мы весенние цветки. Наши головки спрятаны под прошлогодними листьями.
С приходом весны солнце поднимается выше, светит ярче. Мы начинаем расти. Медленно подымаемся . Потянулись к солнышку. И вдруг шалунишка – ветер налетел и раскачал наши головки влево ,вправо, вперед, назад. Поиграл с листьями и улетел дальше. А мы понежились на солнышке и притихли. Нас очаровало весеннее пение птиц. (запись )
Учитель
Цветочный натюрморт.
Ребята, посмотрите на весенние цветы. Вам приходилось рвать такие цветочки?. О чем нужно подумать прежде чем сорвать любой из этих прекрасных цветков. Какие из них занесены в Красную книгу Украины? Правильно. Составьте несколько словосочетаний по этим картинкам.
3.Выделить словосочетания из предложении
Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )
Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
Иоганн Вольфганг Гёте
- Единственная книга.
- Природа – это книга.
- Великим содержанием
- На каждом листе.
- На листе.
- Это книга
Ответ: 1,3,4,
4. Практикум
Составьте словосочетания по данной схеме
Прил. + сущ. …весенний день………………..
Сущ. + сущ. …берег реки, концерт артиста………………..
Прил. + сущ. с прил. Интересная книга с картинками……………………..
Глагол + сущ. Любоваться радугой……………………
Глагол + наречие …сидеть тихо, говорить умно………………….
5.Диалог
- В весеннем лесу
- Возвращение перелётных птиц
- Весенние хлопоты.
6.Охранять природу – значить охранять Родину. (Воспитательный момент)
7. Итог урока.
Оценивание
Домашнее задание.
Написать сочинение «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» Достоевский Ф. М.
Упр. 452.
style='font-size:12.0pt;line-height:115%'>
Картка підсумку уроку
Домашнє завдання Підготуватися до тестування по темі «Княжа Русь – Україна»
|